Новости

Возврат к списку

PropTech в строительстве и недвижимости России. Итоги 2020 года

27.04.2021

26 апреля состоялся вебинар Комитета АЕБ по недвижимости, посвященный теме PropTech в России, в ходе которого был сделан обзор текущих трендов в сфере инноваций в строительстве и недвижимости и их экспертный анализ. 


В своем вступительном слове председатель Комитета и модератор встречи Татьяна Коваленко задала направление дискуссии, предложив участникам оценить как степень влияния высоких технологий на развитие бизнеса, так и заинтересованность отечественных девелоперов в их использовании.


Понятие «PropTech» объединяет инновации, применяемые в разных сегментах рынка строительства и недвижимости, на различных этапах проекта: от дизайна и проектирования до обслуживания и распоряжения. Иван Нохрин, сооснователь компании «PropTech Russia», выделил четыре направления развития перспективных технологий: умное градостроительство (проектирование городов и отдельных зданий, логистика на стройплощадке, контроль за безопасностью и качеством и т.д.); «гибкие» пространства (планировка, навигация и пр.); цифровая эксплуатация объектов (возможность влиять на параметры обслуживания помещений, контролировать потребление ресурсов и др.); финансы и транзакции (интеграция, автоматизация, перевод в электронный формат процессов оценки, прогнозирования, передачи прав). Всё это в совокупности, по мнению спикера, обеспечивает повышение качества и снижение рисков, а значит, делает бизнес-модель более устойчивой и в конечном итоге приводит к росту доходности. Эксперт отметил, что применение подобных инноваций стало заметным трендом в последние годы: на рынке действуют специализированные венчурные фонды, внутри компаний внедряются акселерационные программы, создаются «песочницы» для тестирования отдельных решений и проверки параметров проекта. Инвестиции в «умные» технологии в сфере строительства и недвижимости за последние 10 лет выросли в 100 раз (до 24 млрд. долларов в прошлом году). При этом, благодаря наложению масштабов двух рынков, образующих PropTech (рынок IT глобален, а недвижимости – ориентирован на локальность), у каждой страны есть свои особенности в применении инноваций.


Владимир Бибанов («KPMG Россия») представил результаты исследования использования инновационных технологий в строительстве и управлении недвижимостью, проведенного совместно компаниями «KPMG» и «PropTech Russia», в ходе которого, в частности, были изучены текущий уровень цифровизации отрасли в России, спрос на новые технологии и потенциал их развития (какие бизнес-эффекты можно получить в результате внедрения новых технологий, какие решения оправдываются себя и в какой части), сдерживающие факторы в развитии PropTech, и пр. По мнению спикера, присущий строительной отрасли консерватизм находит свое отражение в более низких показателях проникновения инноваций, чем в других индустриях. Вместе с тем, важно разделять уровень цифровизации и уровень общей IT-зрелости. Для их оценки можно проанализировать текущие запросы участников рынка, степень системности решений, паттерны инвестиционного поведения и пр. Как считает эксперт, в настоящее время в России редко практикуется интеграция отдельных технологий с корневыми операциями и почти не реализуются сквозные бизнес-процессы. Свою роль в этом играет текущий тренд на сокращение издержек, когда заказчик предпочитает переработать имеющие продукты под новую потребность. К факторам, влияющим на скорость внедрения передовых технологий в отрасли, относится и сложность измерения эффективности решений и прогнозирования результатов.  Тем не менее, стратегический подход к организации деятельности на базе инноваций встречается все чаще, особенно у компаний-лидеров рынка.


Денис Кондрахин из ГК «Самолет» на примере деятельности своей компании рассказал, как современные технологии позволяют «цифровизировать» строительство (от проектирования до контроля), полностью автоматизировать отдельные блоки процессов (такие, например, как купля-продажа, управление домом или общение с клиентами), улучшить потребительский опыт и увеличить показатель lifetime value (через предложение продуктов и услуг вдоль всего клиентского пути и их техническую интеграцию). В поисках высокотехнологичных стартапов компания выступает и как стратегический, и как финансовый инвестор, благодаря чему формируется группа инновационных проектов, вошедших в компанию как ее часть, и отдельный венчурный портфель. 


На вопрос, поставленный модератором дискуссии: как влияют изменения в портрете покупателя на обновление внутренних процессов и конечного продукта, участники встречи отметили, что действовать быстрее, чем меняется портрет покупателя, - задача, которую должна решать PropTech-компания.


Поделиться: